Презентация на тему; Урок биологии на тему; Класс Насекомые

Урок биологии на тему: «Класс Насекомые. Внешнее строение и образ жизни» 7класс. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРодион Силуянов

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Биология и Экология» на тему: «Урок биологии на тему: «Класс Насекомые. Внешнее строение и образ жизни» 7класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок биологии на тему: «Класс Насекомые. Внешнее строение и образ жизни» 7класс

2 Автор работы: Учитель биологии МОУ СОШ 42 Граханова Ольга Алексеевна

3 Цели урока Расширить и углубить знания учащихся о типе членистоногих на примере насекомых; Раскрыть особенности внешнего строения насекомых в связи с образом жизни на примере черного таракана; Продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.

4 Этапы урока Организация класса Актуализация знаний Изучение нового материала Лабораторная работа Итоги лабораторной работы Закрепление Домашнее задание

5 Актуализация знаний По теме: « Класс паукообразные» Выберите правильные ответы. 1. В каком случае перечислены только паукообразные: а) пауки, клещи, клопы; б) пауки, клещи, скорпионы; в) пауки, клещи, тараканы. 2. Сколько глаз у пауков: а) 2 сложных глаза; б) 2 сложных и 4 простых глаза; в) 4 пары простых глазков. 3. К паразитическим паукообразным относится: а) паук-птицеед; б) каракурт; в) чесоточный зудень.

6 4. Таежный клещ является: а) возбудителем энцефалита; б) переносчиком энцефалита; в) одновременно и переносчиком и возбудителем болезни. 5. Переваривание пищи у паука-крестовика начинается: а) в желудке; б) вне организма паука; в) в пищеводе. 6. Пауков относят к типу членистоногих, так как у них: а) тело сегментировано и покрыто хитином; б) органы чувств развиты слабо; в) замкнутая кровеносная система.

7 Насекомые – самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов. Насекомые освоили все среды жизни – наземную, воздушную, водную, почвенную. Изучение нового материала Величина насекомых очень различна: самые маленькие длиной менее 0,25 мм, а самые большие — до 30 см.

8 Внешнее строение насекомых В отличие от ракообразных и паукообразных у насекомых 3 пары ног, а тело четко разделено на голову, грудь и брюшко

9 Органы головы На голове у насекомых расположены: пара сложных глаз, пара усиков и ротовой аппарат.

10 Ротовые аппараты насекомых Пища насекомых очень разнообразна, причем у видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков или кузнечиков, колюще- сосущим, как у комаров, грызуще-сосущим, как у пчелы.

11 Конечности насекомых На груди у насекомых расположено 3 пары ног. В зависимости от образа жизни и среды обитания они могут быть разного типа: Бегательные, как у муравья Прыгательные, как у кузнечика

12 Плавательные, как у жука- плавунца Копательные, как у медведки

13 Хватательные, как у богомола Собирательные, как у пчелы

14 Крылья насекомых У насекомых 2 пары крыльев, расположенных на груди. У жуков 1-я пара крыльев- жесткие надкрылья 2-я пара – перепончатые крылья У кузнечиков, стрекоз, бабочек обе пары крыльев перепончатые

15 Органы брюшка Брюшко насекомых состоит из разного количества члеников, на которых расположены дыхальца- отверстия, ведущие к трахеям-органам дыхания насекомых. Дыхальца Передние ноги Средние ноги Задние ноги

16 Лабораторная работа 5 «Внешнее строение насекомых» Выполните работу по инструкции на стр.128 учебника. Заполните таблицу. ПризнакиОсобенности Покров Размеры тела Отделы тела Органы головы Органы груди Органы брюшка Хитиновый, плотный 2-2,5 см. Голова, грудь, брюшко. Пара усиков, щупики, грызущие ротовые органы, пара сложных глаз. Три пары членистых ног, 2 пары крыльев 8 члеников, на них –дыхальца.

17 Перечислите характерные черты внешнего строения насекомых как представителей типа Членистоногих Членистые конечности Плотный хитиновый покров

18 Домашнее задание Прочитать §26, стр , ответить на вопросы 1,2,3. Начать заполнение сравнительной таблицы в тетради.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/451701/

Лабораторная работа насекомые вредители

1.Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.

2.Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах .

3.Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова .

4.Посчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево.

5.Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляции, попытка бросить работу и др.

6.Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

7.Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

Источник: http://xn----btbgfrbtlnb0l8a.xn--p1ai/publ/laboratornye_raboty_po_biologii/laboratornaja_rabota_vyrabotka_navykov_zerkalnogo_pisma_kak_primer_razrushenija_starogo_i_obrazovanija_novogo_dinamicheskogo_stereotipa/72-1-0-1675

Практическая работа «Строение папоротника и хвоща»

Папоротникообразные — это большая группа высших растений. В состав папоротникообразных входят три отдела: папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные.

Папоротникообразные очень разнообразны по внешнему виду, но все они имеют вегетативные органы — корень, побег (стебель и листья) и размножаются спорами. Папоротник никогда не цветёт, это всего лишь поэтический вымысел. Листья папоротника растут верхушкой. Молодые листья не распустившиеся полностью улиткообразно закручены.

Хвощи — это многолетние травянистые корневищные растения, похожие на маленькие ёлочки. И листья, и боковые побеги хвощей располагаются в мутовках.

Строение папоротника

Что делать. Рассмотрите спороносящее растение папоротника. Зарисуйте его внешний вид и подпишите части растения.

Что делать. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.

Что наблюдать. Рассмотрите спорангии под микроскопом.

Подготовить к отчёту. Рисунки: внешнее строение папоротника и скопление сорусов под микроскопом. Ответить на вопросы: какая корневая система у папоротника? Как растут листья? Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Строение хвощей

Что делать. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище, корень, стебель, пленчатые (чешуевидные) листья. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок.

Что делать. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и мутовки листьев, расположенные на боковых побегах.

Подготовить к отчёту. Рисунки: внешнее строение хвоща полевого. Сделать соответствующие к ним подписи.

Ответить на вопросы: что общего и каковы различия во внешнем строении изученных вами папоротника и хвоща? Почему на хвощи практически не нападают растительноядные моллюски и насекомые?

Источник: http://biouroki.ru/material/lab/18.html

Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа N4 Наблюдение за передвижением животных — МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков.

Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — выявлять причины и следствия простых явлений; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием; обращать внимание налетали, объяснять их.

Оборудование: учебник; кинопроектор; экран; учебный фильм или нарезки фрагментов, показывающие разные способы передвижения животных (необходимо, чтобы в фильме были показаны фрагменты движения как многоклеточных, гак и одноклеточных животных).

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Сегодня наш урок посвящен животным. Мы поговорим об их особенностях, а также об их значении. Поучимся ставить глобальные вопросы и искать на них ответы.

II. Проверка домашнего задания

— Что такое фауна Земли? (Совокупность всех видов животных Земли.)

— Как появилось такое название? (Питание произошло от имени древнегреческой богини, покровительницы животных — Фауны.)

Сколько видов насчитывается сейчас в царстве Животные? (1,5млн видов.)

Назовите общие признаки, которыми обладают все животные. (Питание готовыми питательными веществами, активный образ жизни, сложное поведение.)

Где мы можем встретить животных? (Почти везде.)

На какие группы по количеству клеток можно разделить всех животных? (Одноклеточные и многоклеточные.)

— Какие особенности есть у одноклеточных животных? (Одна клетка — целый организм.)

Какие группы многоклеточных животных вы можете назвать? (Позвоночные и беспозвоночные.)

Какую роль играют животные в природе? (Опыление и расселение растений, растительноядные, вредители, паразиты, образователи почвы и т. д.)

Какое значение имеют животные в жизни человека? (Друзья, транспорт, одежда, пища и т. д.)

— Назовите факторы природы, которые влияют на животных. (Свет, температура, другие живые объекты.)

Назовите признаки живого, которые есть у животных. (У животных есть все признаки живого.)

(Игра. Один ученик называет признаки живого, остальные показывают. Рост — тянутся вверх, движение — ходят по классу, дыхание — делают глубокий вдох и выдох, развитие — меняют позы. Игра достаточно подвижная, поэтому физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)

Вы назвали свойства животных, и одно из них — движение. Активное движение животных — их особый признак. Как они движутся, а главное зачем? Сейчас мы посмотрим фильм. Смотрите внимательно, будьте готовы ответить на главный вопрос нашего урока.

(Просмотр фильма. Далее обсуждение и запись в тетрадях.)

•поиска благоприятных погодных и климатических условий. Способы движения: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают и т. д.

(Если нет возможности просмотра подобного учебного фильма, можно провести лабораторную работу № 4, описанную в учебнике (с. 56).)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Мы ответили на главный вопрос урока: “Зачем и как движутся животные?” А теперь я прошу вас поразмышлять о том, как и зачем движется человек.

Провести наблюдения за животными, обратить внимание на способы движения. Наблюдения записать карандашом в тетрадь. Назвать их “Как движется. ”.

Источник: http://compendium.su/biology/5klass/18.html

Презентация на тему: Насекомые и пауки

Насекомые и пауки. Учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка Г. П. Яценко

Насекомые и пауки. Насекомые по своему количеству превосходят других обитателей Земли. В настоящее время известно около 1,5 миллиона видов животных, и миллион из них – насекомые. Некоторые специалисты считают, что около 30 миллионов видов насекомых науке еще неизвестны. Паукообразные животные, как и насекомые, обитают повсюду на планете. Существует 75 000 видов паукообразных, из которых пауки составляют самую многочисленную группу.

Тело паука. Ходильные конечности. Хелицеры. Ногощупальца (педипальпы). Головогрудь. Брюшко. 1 2 3 4 5

Тараканы, уховертки и родственные им насекомые. Эти насекомые не состоят в близком родстве, но их объединяют : сильные челюсти, подвижные головы, у большинства – крылья на спине. Среди наиболее древних групп насекомых – тараканы. Они существуют на Земле уже 350 миллионов лет. Обыкновенная уховертка Рыжий таракан Мадагаскарский шипящий таракан

Сверчки, кузнечики и их родственники (прямокрылые). Существует два основных семейства кузнечиков: короткоусые (саранча) и длинноусые (зеленый кузнечик). Сверчки издают стрекочущие звуки. Палочники и листовки известны способностью маскироваться. Кузнечик Саранча Листовидка

Богомолы, стрекозы и их родственники. Самые прожорливые хищники в мире насекомых. Богомолы мгновенно хватают добычу длинными передними ногами. Стрекозы летают и хватают добычу в воздухе или на листьях. Златоглазки, муравьиные львы, верблюдки, мантиспы относятся к прямокрылым насекомым. Богомол Мантиспа Стрекоза

Клопы, вши, блохи. Блоха Постельный клоп Вошь Зеленый древесный клоп В эту многочисленную группу эктопаразитов входят около 40 % всех известных науке насекомых. Клопы питаются разнообразным кормом, от растительной пищи до человеческой крови. Вши и блохи – паразиты, питающиеся кровью, кожей, перьями или волосами других животных.

Жуки (жесткокрылые). Известно более четверти миллиона видов жуков, но еще много видов будет открыто наукой. Эти животные живут во всех средах обитания, и благодаря мощному грызущему ротовому аппарату питаются любым кормом. Большинство жуков — летающие насекомые. Жук — геркулес Жук златка

Мухи (настоящие мухи). . О мухах обычно говорят как о нечистых, разносящих заболевания существах, однако и они способны приносить пользу. Мухи опыляют растения, являются важным источником корма для многих птиц, помогают избавляться от разлагающихся отбросов, навоза и мертвых тел. Фруктовая муха Слепень

Ночные и дневные бабочки (чешуекрылые). Бабочки — самые привлекательные насекомые. чешуекрылых около 150 000 видов. Они опыляют растения, пьют нектар, перелетая с цветка на цветок. Бражник Дневная бабочка

Пчелы, осы, муравьи и термиты (перепончатокрылые). Отличительной чертой этих насекомых является «талия» на передней части брюшка. Муравьи, термиты и некоторые пчелы живут колониями со сложным устройством в больших гнездах. Андрена Термит — приведение Оса

Пауки и скорпионы. Паукообразные, или арахниды, включают в себя пауков, скорпионов и клещей. Это очень древние существа, появившиеся на Земле 400 миллионов лет назад. Паукообразные живут на суше и питаются другими насекомыми. Известно около 1 500 видов скорпионов. Для умерщвления добычи и самозащиты скорпион использует ядовитое жало. Яд некоторых скорпионов может убить человека. Клещи могут вести паразитический и хищнический образ жизни. Энцефалитный клещ Скорпион

Источник: http://ppt4web.ru/biologija/nasekomye-i-pauki.html

Лабораторная работа насекомые вредители

Дата: 24.10.2012 № урока 15 Предмет: познание мира.

Тема урока: Друзья и вредители сада. Тип урока Урок усвоения новых знаний.

· Познакомить учащихся с трудом людей в осеннее время года в саду;

· Сформировать у детей понятия о друзьях и вредителях сада;

· Воспитывать любовь к друзьям сада;

· Дать понятие, что человек не может жить без птиц и животных;

· Воспитывать уважение к людям труда, трудолюбие;

· Развивать желание познавать окружающий мир.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши.

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

2. Повторение изученного материала.

Подбор ассоциаций к слову осень.

Золотая, дождливая, урожай, школа, желтые листья, бабье лето, листопад, отлет птиц и т. д

3. Работа по новой теме урока.

На доске большими буквами написано слово «САД», подобрать картинки, соответствующие этому слову, объяснить свой выбор.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни

— А может ничего не случится? Подумаешь раздавил бабочку, сломал ветку, убил птицу из рогатки. Как вы думаете? (ответы детей)

— Правильно, ребята, каждая сломанная ветка, убитая птица, раздавленная бабочка – это рана, нанесенная природе, а значит, и самому себе. Как вы думаете, что ждет от вас окружающая природа: деревья, птицы, насекомые? Что мы можем для них сделать?

Работа по учебнику стр. 31 – 35

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

5. Закрепление изученного материала.

Сочинение синквейна: «Птицы», «насекомые»

Птицы: пернатые, полезные, охраняют, очищают, уничтожают. Птицы – лучшие друзья сада. Польза.

Насекомые: вредные, опасныу, губят, съедают, вредят. Насекомые – вредители сада. Вред или враги.

— Как вы думаете, можно ли удержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?

— Почему птицы не прячутся от холодов в снегу? Ведь там тепло и даже трава зеленая?

Источник: http://tak-to-ent.net/load/391-1-0-9071

Лабораторная работа

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Цель: научиться анализировать пищевую сеть в экосистемах.

Оборудование: ресурсы интернет

1) Определите, какие организмы живут в экосистеме.

2) Составьте 2-3 возможные пищевые цепи в предложенной экосистеме.

3) Постройте пищевую сеть для этой экосистемы.

4) Сравните предложенную экосистему с искусственной. Что общего и какие различия у этих экосистем?

5) Сделайте вывод по работе.

1.Основные особенности степей связаны с сильными ветрами, дефицитом влаги и засухой.Следовательно в данной экосистеме могут жить организмы имеющие приспособленность к условиям обитания.Это-хорек,тушканчик,стрепет, орел, змеи, ящерицы, суслики, насекомые,лошадь 2. Растения →Заяц-русак →Степной орел Зерно →Хомяк →Лиса Растение →Саранча →Ящерица →Пустельга 3.Пищевая сеть-состоит из нескольких пищевых цепей СТЕПНОЙ ОРЕЛ ↑ ↑ ↑ Змея Волк Ящерица ↑ ↑ ↑ Мышь Заяц Саранча ↑ ↑ ↑ Растение 4.Различия Экосистемы степи имеет замкнутый круговорот веществ а искусственная экосистемы –незамкнутый Цепь питания в экосистеме степь более сложная и состоит из 3-6 звеньев и более устойчивые. Цепь питания искусственной экосистемы более простая. Искусственная экосистема создана человеком а естественная экосистема степь природой. Сходство 1.Обмен веществ есть в обоих экосистемах 2.В состав входят живые организмы которые взаимосвязаны между собой 5-Вывод В ходе лабораторной работы составлены схема передачи веществ и энергии в виде цепи питания и проведено сравнение искусственной и естественной экосистемы

Если ответ по предмету Биология отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Источник: http://tvoiznaniya.com/biologiya/tz7487498.html

Лабораторная работа насекомые вредители

Дата: 07.12.2012 № урока 26 Предмет: познание мира.

Тема урока: Насекомые . Тип урока Урок усвоения новых знаний.

· Познакомить учащихся с разновидностями насекомых;

· Определить их взаимосвязь с растениями, животными, человеком;

· Пополнить словарный запас учащихся;

· Воспитывать любовь к окружающему миру;

· Способствовать развитию речи, логики, мышления.

· Развивать желание познавать окружающий мир.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши.

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

2. Повторение изученного материала.

— Что вы знаете о жизни животных?

— Какие животные называются МЛЕКОПИТАЮЩИЕ? Почему?

— Какое значение имеют животные в жизни человека?

— Что вы знаете о жизни птиц?

— Какие ещё группы животных вы знаете?

3. Работа по новой теме урока.

Отгадывание загадок о насекомых.

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит. (Пчела)

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница)

И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)

Но всё, что можно, тащат в дом.

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Использование дополнительной литературы.

На доску выставить рисунки- ответы.

— Насекомые – это самая большая группа животных. У них шесть ног (3 пары). Многие насекомые полезны, но есть и вредители.

— Медоносные пчёлы питаются пыльцой и сладким цветочным соком – нектаром. Они дают человеку целебный мёд. Человек разводит пчёл на пасеках. Домики для пчел называются ульями.

— Каких еще насекомых вы знаете? Чем вы можете дополнить мой рассказ?

Работа по учебнику стр. 57-58

(Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

(Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

(Наклоны головы или туловища вперед.)

5. Закрепление изученного материала.

Игра «Распредели на группы». Бабочка, ворона, муха, муравей, воробей, сорока.

Назовите существенные признаки каждой группы.

Работа в дневнике наблюдения. Отгадать загадки, нарисовать отгадки.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что бы случилось с деревьями, если бы исчезли все птицы?

Источник: http://tak-to-ent.net/load/391-1-0-9081

Ссылка на основную публикацию

Добавить комментарий