Урок в 7-м классе; Насекомые – вредители сада

Урок в 7-м классе «Насекомые – вредители сада»

  • рассмотреть многообразие насекомых-вредителей сада;
  • выявить биологические особенности насекомых-вредителей ;
  • Выяснить какие меры по сокращению численности насекомых-вредителей необходимо применять, зная их характерные биологические особенности .
  • продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
  • формирование навыков исследовательской работы с литературой и наглядным материалом.
  • продолжить экологическое воспитание, формирование учащихся бережного отношения к природе;
  • продолжить формирование навыков коллективной работы и чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Методы: частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: таблицы, дополнительная литература, коллекции насекомых, творческие работы учащихся, презентация урока, раздаточный материал.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания: 10 мин;
    а) фронтальный опрос;
    б) письменная работа “Определи отряд насекомого” (оформление в виде таблицы). Приложение 1. Презентация (Приложение 3).
  3. Изучение нового материала: 20 мин:
    А) актуализация новой темы.
    Б) сообщения учащихся и выявление характерных биологических особенностей насекомых-вредителей.
    В) Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом 2–3 групп.
    Г) Работа с учебником. Выяснить существующие меры борьбы с насекомыми-вредителями.
  4. Закрепление – 10 мин.
  5. Домашнее задание – 1 мин.
  6. Итоги урока – 3 мин.

1. Проверка домашнего здания:

Цель: проверить усвоение пройденного ранее по теме “Насекомые”.

  1. Представителей какого типа мы сейчас изучаем?
  2. Назовите признаки, характерные для типа Членистоногих.
  3. На какие классы делятся представители этого типа?
    Слайд 2.
  4. Представители какого класса изображены на слайде?
  5. Назовите их характерные признаки.
  6. Назовите систематическую категорию, объединяющая насекомых в один класс.
  7. Назовите признаки насекомых, которые учитываются при определении отряда насекомых?

Б. Проверочная работа “Определи отряд насекомого” (задание 1 в Приложении 1).

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, суть которой заключается в определении отряда насекомых, изображенных на сменяющихся слайдах (4–13).

Затем учащиеся проводят самопроверку по “ключу” (Слайд 14).

Ребятам предлагается вспомнить типы развития насекомых и их отличительные признаки (Слайд 15).

2. Тема урока: “Насекомые – вредители сада”.

Сад – это искусственно созданное сообщество плодово-ягодных культур. Это вишня, груша, слива, крыжовник, смородина и т.д. Витамины, содержащиеся в их плодах, играют важную роль в жизни человека. На карте зеленым цветом обозначены места и зоны возделывания плодово-ягодных культур. Только в пределах средней полосы России обнаружено приблизительно 92 вида насекомых-вредителей этих культур.

Скажите, пожалуйста, какая проблема у человека в связи с этим возникает?

Какую цель мы можем с вами поставить сегодня себе на уроке и попытаться ее решить?

– Выяснить какие вредители губят урожай, выявить характерные биологические особенности некоторых насекомых-вредителей сада.
– Понять необходимость знаний этих особенностей для борьбы с данной группой насекомых.
– Выяснить какие меры можно применить для борьбы с ними.

Б. Сейчас мы с вами на примере конкретных насекомых-вредителях сада постараемся выявить их характерные особенности.

Сообщения : 1. Яблонный цветоед (Приложение 2).

Обсуждение: назовите характерные для данного вредителя биологические особенности.

Сообщение 2. Яблонная плодожорка (Приложение 2).

Обсуждение: Вы прослушали сообщение, а теперь посмотрите на текст. О чем идет речь в нем?

(О биологических особенностях данного паразита.)

А теперь я просто показываю вам изображение насекомого-вредителя (крыжовниковая огневка).

Назовите мне самостоятельно биологические особенности этого насекомого-вредителя.

Запись в тетрадь: биологические особенности насекомых-вредителей:

  1. внешний вид;
  2. характер питания;
  3. тип развития.

В. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом.

Итак, мы с вами научились по тексту и картинке определять характерные биологические особенности насекомых-вредителей. А теперь ваша задача определить самостоятельно по коллекции насекомых биологические особенности конкретного насекомого-вредителя (задание 2 в Приложении 1).

Для чего необходимо знать биологические особенности насекомых-вредителей и как реально на практике можно использовать эти знания в борьбе с ними?

Прочитайте на стр. 105–106 учебника о мерах по сокращению численности насекомых-вредителях.

Назовите их (слайд после ответа учащихся).

Запись мер борьбы в тетрадь.

Назовите особенности каждого метода борьбы.

3. Вывод: Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.

4. Закрепление (выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.

5. Домашнее задание: п. 23, таблица. Сообщения о полезных насекомых.

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584949/

Краеведение. Рефераты. Туризм

Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика

Коллекции насекомых, первые шаги в энтомологии

Первое и вполне естественное желание детей (особенно мальчиков) которые из города попадают в лес, в поле или просто в парк — это ловить жуков, пауков, кузнечиков и прочих насекомых. Это конечно опасно. И конечно такая опасность очень полезна, потому что мы живем в опасном мире, и наши дети будут жить в опасном мире. Опасном уже несколько по-другому, так что нашим детям понадобится собственный опыт жить среди опасностей, а не наш опыт, и уж тем более не наши запреты.

Итак очень многие насекомые опасны, так что уже при их ловле понадобятся какие-то знания (из книг или от знатоков). Насекомые красивы и интересны.

Интересен сам процесс их ловли. Но само по себе уничтожение красивых живых созданий — не почетно. Можно конечно угостить кузнечиком кошку или птичку, или просто уложить жука на муравейник.

Но можно и собрать коллекцию насекомых, во всяком случае на нашем проекте приветствуются коллекции и дальнейшая работа над образцами насекомых по определителям, справочникам, монографиям и т.д.

Крым — одно из традиционных мест паломничества энтомологов — специалистов по насекомым. Множество видов этих крохотных, но совершенных животных встречается только в Крыму, это эндемики. Например, знаменитый чернильный жук (крымская жужелица) ярко-фиолетового цвета и длиной со спичечный коробок (кстати, размеры спичечного коробка лучше запомнить сразу: 1см -3 см — 5 см).

Простора для собирательства вполне хватит, если вы зададитесь целью, например, собрать насекомых-вредителей садов, полей, виноградников, лесов или парков — тут ограничений не будет. Интересны насекомые-обманщики (подражающие ядовитым насекомым, листьям, сучкам, помету птиц и т. д.), но тут уже нельзя хватать всех без разбора. многие виды исчезают.

Для коллекционирования надо немного: сачок, “морилка” — баночка с плотной пробкой, на внутренней стороне которой прикалывают ватку, смоченную хлороформом (уксусным, серным эфиром), пинцет, лупа. Умерщвленные в “морилке” насекомые хранятся в путешествии в твердой коробке в слоях ваты с нафталином. Рядом помещается этикетка с указанием времени и места сбора, условия погоды, поведения насекомого.

Дома для обработки образцов понадобится эксикатор, расправилка, твердые коробки для экспонирования, определительные таблицы.

Вата обезвоживает насекомых и делает их тела и крылышки хрупкими, поэтому перед распрямлением их кладут в эксикатор — любой сосуд с притертой широкой крышкой, на дно которого уложен влажный песок. Через день — два насекомое впитает влагу и станет гибким. Чтобы от влаги оно не плесневело, песок поливается слабым раствором карболовой кислоты.

Многим насекомым приходится расправлять крылья, ноги, усики. Это делают на специальной расправилке, которую, впрочем, легко сделать и самому из пенопласта или мягкого дерева. Для этого в нем делается небольшой желобок под тело насекомых. При помощи пинцета все части тела расправляются и фиксируются полосками бумаги и булавками. Через день-два, когда насекомое на расправилке высохнет, его освобождают от растяжек и переносят в коробку, где формируется по какому-либо принципу экспозиция.

Если насекомые группируются по каким-то “эстетическим” соображениям: желтые к желтым, большие к большим или красивые к красивым, — то долго думать не нужно. Группировка по местам обитаний или времени отлова тоже проста, а вот отобрать в коробку близких родственников сложнее. Для этого по определительным таблицам с помощью нескольких правил находят признаки, позволяющие отнести насекомое к какому-либо отряду, роду, виду. Это уже делает коллекцию научной, вы заполняете этикетку полностью и закрепляете над ней в плотной коробке из дерева или пенопласта свои трофеи. На дно деревянной коробки нужно приклеить тонкий войлок, пенопласт, синтетическую губку, чтобы булавки легко входили и надежно сидели.

Накалывают насекомое на булавки по-разному: жуков — в верхний угол правого надкрылья, клопов — в щиток, всех остальных — в середину груди. Булавка должна пройти сквозь насекомое строго вертикально. Сверху над ним она должна возвышаться не более, чем на 1-1,5 см. Маленьких насекомых накалывают на мелкие без головки булавки-минуции, которые предварительно вставлены в пористый материал; можно также наклеить их клеем на крепкую толстую бумагу.

Коллекции вредителей хорошо дополнять гербариями поврежденных участков растений. Коробки с насекомыми закрываются стеклом или прозрачной пленкой.

Не менее сложно сделать хорошую фото-коллекцию насекомых, особенно, если ставить перед собой задачу определить из видовую принадлежность, изучить образ жизни и прочее.

Богомол, берег Азовского моря у Казантипского заповедника

Источник: http://kraevedenie.data/categ1_net/2008/12/08/entomolog/

КОЛЛЕКЦИЯ НАСЕКОМЫХ

В Ленинграде в Зоологическом институте Академии наук есть удивительная комната. Она сплошь заставлена шкафами с коробками. Если разложить коробки на земле, они займут несколько гектаров. Это одна из самых больших в мире энтомологических коллекций, то есть коллекций насекомых. В ней более 7 миллионов насекомых. Триста лет создавалась эта коллекция. Специальные экспедиции учёных-энтомологов отправлялись в далёкие края, пробирались по труднопроходимым местам, чтоб разыскать ещё неизвестных насекомых.

Ты, наверное, уже знаешь, какую роль играют насекомые в жизни человека. Есть среди них много наших друзей, но ещё больше опасных вредителей, переносчиков страшных заболеваний. Знать их необходимо. В этом помогают коллекции. Конечно, коллекция в Ленинграде не единственная. Есть они во многих городах, в институтах и музеях. Их собирают учёные, натуралисты-любители, юннаты. При желании можешь собрать неплохую коллекцию и ты.

Чтобы начать собирать коллекцию, нужны сачок и морилка. Морилкой может служить обыкновенная стеклянная банка с хорошо пригнанной крышкой или деревянной пробкой, с внутренней стороны которой прикреплена ватка. Пойманное насекомое сажают в банку, ватку смачивают эфиром и быстро закрывают крышку. Через несколько минут насекомое замирает. Нельзя сажать в морилку несколько насекомых сразу: они могут повредить друг друга.

Потом насекомое надо расправить. Для этого существуют расправилки, которые по рисунку легко сделать самому. Через некоторое время насекомое застынет в той позе, которую ты ему придашь. Когда нужно показать нижние крылья жука, можно приподнять одно верхнее крыло.

Если насекомое долго пролежало в коробке, его обязательно надо размягчить. Для этого в тарелку насыпают влажный песок или кладут слой влажной промокательной бумаги, на неё — насекомое и прикрывают стеклянным колпаком или другой тарелкой. Через несколько часов насекомое уже можно расправлять, придавать ему любое положение, оно не рассыплется.

Для накалывания пользуются специальными энтомологическими булавками, которые не ржавеют. Они продаются в зоомагазинах. Но в крайнем случае годятся обычные. Надо только подобрать тонкие и длинные.

На маленьком квадратике плотной бумаги нужно записать название насекомого, взятое из определителя, где и когда оно добыто. Без такой этикетки коллекция теряет свою ценность.

Теперь надо монтировать коллекцию. Не следует помещать бабочек вперемежку с жуками. Но и самих бабочек или жуков надо разделить на группы. Например, хищных жуков отделить от растительноядных, дневных бабочек — от ночных и так далее. Когда научишься хорошо пользоваться определителем, можно подбирать насекомых и по более точным признакам: по отрядам, семействам, родам и видам. Можно делать коллекции тематические: «Полезные насекомые», «Насекомые-вредители», «Вредители садов» и так далее.

Ящики для коллекций нетрудно сделать самому и лучше застеклить их. Дно ящика обычно выстилается слоем пробки или сухого мха, покрытым белой бумагой. Но это, в конце концов, не обязательно — важно лишь, чтобы булавка прочно держалась. Вместо ящика можно использовать различные коробки, хотя это менее удобно.

Источник: http://www.what-who.com/k/kollektsiya-nasekomyh.html

Как засушить насекомое для коллекции?

В этой статье рассказывается о том, как пополнить коллекцию насекомых, что делать при появлении насекомых в крупе, как избавиться от них.

  • Насекомое
  • Энтомологические булавки
  • Пенопласт или вата
  • Картон
  • Клей

Совсем немного усилий нужно приложить, чтобы сохранить яркие летние впечатления. А если привлечь и детей к сбору насекомых для энтомологической коллекции, можно положить начало новому интересному семейному увлечению. Нужно только запомнить, что научной ценностью обладает лишь та коллекция, в которой указаны названия насекомых, дата и место поимки. Кроме того, каждый начинающий коллекционер должен знать, как засушить насекомое.

Поймав насекомое, приступают к сушке. Существует несколько видов обработки насекомых. Если нужно засушить бабочку, используют специальную «расправилку» для крыльев — приспособление из двух деревянных дощечек, прикреплённых к продолговатой пробке под углом друг к другу на небольшом расстоянии. Бабочку располагают так, чтобы её тельце находилось в желобке на пробке, а крылья лежали на дощечках. Если в доме завелись насекомые в крупе, как избавиться от них тоже нужно знать, ведь их личинки могут попортить коллекцию.

Чтобы засушить жука, его нужно приклеить капелькой клея к пенопласту, расправить лапки и закрепить их булавками. Жука осторожно снимают с пенопласта после полного высыхания и приклеивают на плашку из картона. Очень важно беречь коллекцию от насекомых-вредителей. Если обнаружились вредные насекомые в квартире, как избавиться от них, могут подсказать советы из интернета.

Сухих насекомых накалывают булавками к пенопласту и приклеивают рядом бумажку с названием. Пенопласт помещают в коробку и убирают в тёмное сухое место. Длительность сушки насекомых колеблется от 5-7 дней до 2 недель у бабочек, и от 14 дней до месяца у жуков. Период зависит от размера насекомого и от того, как и где было поймано насекомое, поэтому важно знать,как ловить насекомых правильно.

Ловят насекомых в сухую погоду мягким сачком с длинной ручкой, который можно изготовить самому. Водных насекомых ловят специальным сачком. Насекомых затем помещают в стеклянные банки, картонные коробки. Гусениц можно сохранить живыми, наблюдать, как они свивают кокон и из него выходит бабочка. Во время ловли нужно помнить, как защититься от насекомых и их укусов. В этом помогут специальные кремы и спреи.

Источник: http://uznay-kak.ru/raznoe/interesnoe/kak-zasushit-nasekomoe-dlya-kollektsii

Ученые узнали о пользе глобального потепления для насекомых-вредителей

Ученые из Стокгольмского университета во главе с Филиппом Леманном выяснили, как климатические изменения влияют на насекомых-вредителей.

Известно, что насекомые чувствительны к температуре, но то, как на них повлияет глобальное потепление, оставалось неясным. Специалисты рассмотрели воздействие потепления на 31 вид растительноядных насекомых-вредителей, чтобы определить, будут ли обнаружены общие тенденции в их реакции, пишет журнал Frontiers in Ecology and the Environment.

По словам исследователей, они ранжировали варианты воздействия на насекомых так: расширение ареала, история жизнедеятельности, динамика численности и трофические взаимодействия.

Для большинства наблюдаемых видов определили, по крайней мере, одну реакцию на потепление, которая влияет на уровень угрозы, которую они представляют как вредители.

«Среди этих видов насекомых 41% показали ответы, которые, как ожидается, приведут к увеличению ущерба от вредителей, в то время как 4% показали ответы, согласующиеся с уменьшением воздействия. Примечательно, что большинство этих видов (55%) продемонстрировали смешанные реакции. Это означает, что вред данного насекомого может как увеличиваться, так и уменьшаться с продолжающимся потеплением климата», – сообщили ученые.

В целом анализ показал, что прогнозировать последствия потепления климата для насекомых-вредителей непросто.

«Реакцию насекомых на продолжающееся потепление климата нелегко обобщить, и виды должны оцениваться индивидуально, чтобы их реакцию можно было предсказать точнее», – уверены специалисты.

Эксперты отметили, что глобальное потепление может усугубить связанные с вредителями проблемы в сельском и лесном хозяйствах из-за роста их популяции, увеличения частоты нашествий на угодья и свободы перемещения на новые ареалы обитания. Это, в свою очередь, приведет к экономическим потерям и снижению продовольственной безопасности в мире.

Источник: http://mir24.tv/data/categ1_news/16406329/uchenye-uznali-o-polze-globalnogo-potepleniya-dlya-nasekomyh-vreditelei

Новые удобрения — «прививка» от болезней и вредителей

Овощные культуры, цветы, плодовые деревья, которые вы пестовали и лелеяли, могут пасть жертвой насекомых-вредителей, гнили, мучнистой росы и прочих заболеваний, способных свести на нет все ваши труды. Чтобы этого не случилось, хороший хозяин обязательно позаботится о профилактике. Причем очень качественной и эффективной.

К большой радости садоводов-огородников, у нас в Беларуси в этом году начали продаваться замечательные микроэлементные удобрения системного действия Altinco ( Испания ). Знаменитые испанские помидоры и прочие овощи-фрукты своим безупречным видом и вкусом обязаны не только солнцу, но и правильно подобранным удобрениям. Особенно тем, что способствуют формированию у растений естественной устойчивости к болезням и вредителям и помогают предотвратить дефицит значимых микроэлементов, содержащихся в них в хелатной (максимально усвояемой) форме.

От недостатка жизненно важных микроэлементов растения теряют силу и становятся уязвимыми к воздействию патогенных бактерий, грибков, насекомых-вредителей. Листья меняют цвет, начинают засыхать, скручиваться или опадать, на них появляется налет или пятна, ткани растения чернеют и погибают, гибнет завязь, плоды, а те, что выживают, плохо хранятся — все это проявления различных болезней растений. Если вы не хотите с этим сталкиваться, вам не помешает знать о микроэлементных удобрениях нового поколения Altinco, актуальных для овощных культур, плодовых деревьев и декоративных растений.

АLTOSAN B/Zn

Устраняя дефицит бора и цинка, он повышает иммунитет растений к таким распространенным грибковым заболеваниям, как антракноз, гниль, плесень, и способствует повышению урожайности и качества продукции. Отмечено, что плоды и завязываются лучше, и сохраняются.

В этом препарате в оптимальной пропорции содержится смесь микроэлементов цинка и марганца. Специально подобранный сбалансированный состав повышает устойчивость растений к стрессу, вызванному неблагоприятным воздействием окружающей среды и патогенными грибами-возбудителями гнили, мучнистой росы и других заболеваний. Растения не просто выживают, а становятся намного сильнее, что отражается и на качестве плодов.

Этот препарат поможет преодолеть эффективно и легко дефицит меди. Абсорбируясь через листья и корни, полезный микроэлемент достигает каждой клеточки растения.

При удобрении этим препаратом выявлена устойчивая сопротивляемость к возбудителям большинства известных микробных и грибковых заболеваний.

Отмечено, что у растений, получающих с этим препаратом достаточное количество цинка и марганца, значительно увеличивается урожайность и качество плодов. А также наблюдается устойчивость растения к биотическому стрессу, вызванному воздействием тли, белокрылых бабочек, паутинных клещей, гусениц, мокриц, колорадских жуков и других насекомых-вредителей.

Среди последних инновационных разработок европейских ученых есть натуральные аминокислотные удобрения. Фермеры оценили их эффективность при неблагоприятных климатических условиях и в рискованных зонах земледелия. И в нашем неустойчивом климате они будут очень уместны. 14 марта мы расскажем об этих уникальных новинках.

Преимущества препаратов нового поколения Altinco:

Удобрения эти натуральные и зарегистрированы в ЕС как пригодные для экологического земледелия. Успешно прошли испытания и подтвердили эффективность и у нас в Беларуси.

БУДЬ В КУРСЕ!

Признаки дефицита цинка: внезапно появившиеся серо-коричневые пятна на листьях.

Признаки дефицита марганца: хлороз (пожелтение молодых листьев в сочетании с зелеными прожилками, опадение листьев и цветов, усыхание верхушечных побегов).

Признаки дефицита бора: закручивание верхних молодых листьев, отмирание точек роста, деформация и опадение цветков.

Признаки дефицита меди: задержка роста, отмирание верхушки побега, листья вялые, бледно-зеленые с коричневыми пятнами.

ОДО «Гарантводострой» УНП 190987044

Источник: http://m.kp.by/data/categ1_daily/26351/3233037/

Ссылка на основную публикацию

Добавить комментарий